Очень не просто взять на себя смелость попросить слова.
Будь то у парламентского микрофона или со страниц газеты.
Надо найти очень простые и доходчивые слова, чтобы не уйти в просто говорильню.
Слово имеет такую чудодейственную силу, что способно или убить человека, или дать ему возможность выжить.
Для меня всегда главным было дать возможность человеку остаться таковым. Я никогда не пела о том, что не приемлю в жизни. Все мои песни о любви. О любви женщины к мужчине, о любви к ближнему. Они, мои песни, не политизированы. В них нет лозунговых фраз. В большинстве своем у них мои постоянные авторы – композитор Владимир Матецкий и поэт Михаил Шабров. Мы понимаем друг друга с полуслова.
Возможно, в чем-то наши песни традиционны. А кто сказал, что традиция – это плохо? Французский шансон существует довольно давно. Но никому в голову не приходит назвать эти песни архаичными. Разве можно сказать, что искусство Эдит Пиаф, Ива Монтана или Шарля Азнавура старомодно?
Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Марк Бернес… Какие имена! В жизни они были не простыми людьми. Возможно, не самые удобные друзья. Но они были неподражаемы в высшем – в искусстве петь и жить на сцене.
Им было бесполезно подражать. Но у них необходимо учиться. Учиться уважать свою профессию.
Да, певец – это профессия. Не простая, требующая полной самоотдачи. А как же иначе? Если у тебя есть почитатели, люди, поверившие тебе, ты должен быть всегда, как говорится, на уровне. Быть всегда в форме. И стремиться к постоянному совершенствованию.
Если ты на какую-то секунду задержался во вчерашнем дне, то можешь спокойно уходить со сцены.
И еще в нашей профессии необходим осознанный риск. Года три назад я рискнула дебютировать, как киноактриса. Друзья говорили: «Зачем тебе это надо? У тебя стабильный успех у слушателей. А вдруг ты не «пройдешь» в новом амплуа?». Да, я рисковала. На карту была поставлена, если можно так сказать, моя профессиональная честь. Но когда маленькая роль получилась…
У меня были все основания уважать себя. Я всегда шла против течения. И частенько меня называли «кошкой, которая гуляет сама по себе». Не обижалась. Если бы я принадлежала к какому-то из кланов в шоу-бизнесе, уверена, не было бы у меня и десятой доли моих слушателей.
Мой зритель. Как мне сказать о нем? Ведь это я сама, моя голова, моя душа, мое сердце. Это ради него я могу петь даже из последних сил. И ради него я готова умереть на сцене.
Это не просто красивые слова. Я так живу. По-другому не могу. Жить иначе – это будет предательством. А стоит ли тогда вообще приходить в этот мир?
Роксана Бабаян
«Независимая газета» 1993 г.